1-й аят из 7
Воспроизвести
Оригинал
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
бисми a‍љ-ляӽи a‍р-рaхм‍аˑ‍ни a‍р-рaх‍иˑ‍м‍и
Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого!

В хадисе от Имама Садика, да будет мир с ним, сказано, что когда Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, находясь в ночном вознесении на небесах (аљ-ми՝раˑджу · الْمِعْرَاجُ), произнёс такбир (аллаˑӽу 'акбару) и начал молитву, Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Сейчас ты дошёл до Моего имени. Назови Моё имя!» Пророк сказал: «Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого». Поэтому эти слова стали началом суры. Затем Аллах велел ему: «Восхвали Меня!», и Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, произнёс: «Хвала Аллаху — Господу миров» (1:2), после чего добавил про себя: «Благодарю Аллаха!» Но Аллах сказал: «О Мухаммад! Ты прервал Моё восхваление! Назови Меня по имени!» Поэтому в суре «Аль-Хамд» («Прославление») слова «Всемилостивейший, Милостивый» повторяются дважды. Когда Божий Посланник, да благословит Аллах его и его род, дошёл до слов «…и не [путём] сбившихся [со стези верной]» (1:7), то произнёс: «Хвала Аллаху, Господу миров, и благодарность Ему!» На это Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Ты прервал Моё поминание! Назови Меня по имени!» Поэтому слова «Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого» читаются после суры «Аль-Фатиха» при переходе к другой суре (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 23).

Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о значении аята: «Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого». Его светлость объяснил: «[Буква] ба' (ﺏ) означает „сияние“ (бахаˑун · بَهَاءٌ) Аллаха, [буква] син (ﺱ) означает величие (санаˑун · سَنَاءٌ) Аллаха, [буква] мим (ﻡ) означает царство (мулькун · مُلْكٌ) Аллаха». Тогда у него спросили о смысле имени «Аллах» (اللَّه). Имам ответил: «[Буква] 'алиф (ا) означает милости (аˑляˑ'ун · آلاَءٌ) Аллаха, оказанные Им творениям: благоденствие посредством нашего руководства, [буква] лям (ل) означает вменение Аллахом в обязательство ('ильзаˑмун · إِلْزَامٌ) творениям следовать нашему руководству, [буква] ха' (ه) означает презрение (хаваˑнун · هَوَانٌ) к тем, кто противился Мухаммаду и роду Мухаммада, да благословит Аллах его и его род». В конце у него спросили о смысле имён Аллаха «Всемилостивейший» (ар-рахмаˑну · الرَّحْمَـٰنِ) и «Милостивый» (ар-рахиˑму · الرَّحِيمِ). Абу Абд-Аллах сказал: «„Всемилостивейший“ — ко всему творению, „Милостивый“ — лишь к верующим» (Ас-Садук, «Ат-Таухид», с. 230).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда раб [Божий] произнесёт: „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“, Великий Аллах скажет: „Мой раб начал с Моего имени, и Моим долгом будет даровать ему успех в делах и сделать благодатной его жизнь“» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 19).

Муавия ибн Аммар передал слова Имама Садика, да будет мир с ним: «[Аят] „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“ — это величайшее имя Аллаха» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 6).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал об этом аяте: «Он ближе к величайшему имени Аллаха, чем зрачок глаза к его белку» (Аль-Бахрани, «Аль-Бурхан», т. 1, с. 99).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «[Аят] „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“ — самое достойное из всего, что произносится во всеуслышание. Аллах, Свят Он и Велик, сказал об этом аяте: „И когда поминаешь ты Господа своего в Коране как Единого, поворачиваются они спинами своими, [испытывая] отвращение“ (17:46)» (Аль-Бахрани, «Аль-Бурхан», т. 1, с. 101).

Имам Садик, да будет мир с ним, дал следующее указание: «Не оставляй произнесение слов „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“, даже если после них будут читаться стихи!» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 21)

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Иногда некоторые наши последователи, начиная какое-либо из своих дел, не произносят „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“, и тогда Аллах, Свят Он и Велик, испытывает их одной из неприятностей, дабы напомнить им [о Себе] и побудить их благодарить и прославлять Его, а также, чтобы стереть с них пятно упущения, которое они допустили, не сказав эти слова» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 22).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Если то или иное важное дело начинается без слов „Именем Аллаха!“ (бисми aљ-ляӽи · بِسْمِ اللَّهِ), оно обречено на неудачу» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 76, с. 305).

Имам Рида, да будет мир с ним, сказал, что выражение „Именем Аллаха!“ (бисми aљ-ляӽи · بِسْمِ اللَّهِ) означает: «Я ставлю на себе одну из меток Аллаха, Свят Он и Велик». Его светлость добавил: «И это — поклонение». Передатчик поинтересовался: «А что такое „метка“?» Имам ответил: «Знак» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 25).

В предании от Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, говорится, что если кого-то огорчило некое дело, он может от всего сердца обратиться к Аллаху, будучи искренним перед Ним, и произнести: «Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого». Сделав это, ему непременно даруется одно из двух: либо он достигнет желаемого уже в этом мире, либо награда за это будет заготовлена и припасена у его Господа. И то, что у Аллаха — лучше и долговечнее для верующих (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 22).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Как только учитель говорит ребёнку, чтобы тот прочитал „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“, и ребёнок произносит эти слова, Аллах делает его, его родителей и учителя неуязвимыми [для огня геенны]» (Ат-Табарси, «Маджма аль-байан», т. 1, с. 18).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если верующий [в Судный день], проходя по Мосту, [протянутому над адом], скажет: „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“, то затухнет пламя [адского] огня и скажет [ему]: „Проходи, верующий, ибо [исходящий от] тебя свет потушил меня!“» («Джами аль-ахбар, т. 1, с. 120)

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал, что если кто-то желает, чтобы Аллах защитил его от девятнадцати стражей геенны, он должен читать этот аят, ведь в нём — девятнадцать букв (Аль-Бахрани, «Аль-Бурхан», т. 1, с. 103).

Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Произнесение аята „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“ вслух во всех молитвах — сунна» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 25).

Сафван аль-Джамаль передал: «Я в течение нескольких дней молился за Абу Абд-Аллахом ас-Садиком, да будет мир с ним. Когда он совершал молитвы, в которых суры читаются шёпотом, то в обоих сурах произносил вслух аят „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 24).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Что это с ними? Да убьёт их Аллах! Они дошли до величайшего аята Книги Аллаха и посчитали, что это будет „нововведением“ (бид՝атун · بِدْعَةٌ), если они станут читать его вслух!» (Ас-Садук, «Аль-Хисаль»)

Имам Абу Хасан, да будет мир с ним, говорил, что если кто-то захочет сблизиться со своей женой, то он должен начать с предварительных ласк, поскольку это смягчит её сердце и удалит из него злость. Когда же человек приступит к удовлетворению своего желания, пусть трижды скажет: „Именем Аллаха!“ (бисми aљ-ляӽи · بِسْمِ اللَّهِ). Если после этого он сможет прочитать любой аят из Корана, то пусть прочитает его, а если нет, то ему будет достаточно того, что он уже произнёс (Аль-Бахрани, «Аль-Бурхан», т. 1, с. 103).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал Муавии ибн Аммару: «Когда вложишь ногу в стремя, скажи: „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого! Именем Аллаха, и Аллах — Велик!“ (бисми aљ-ляӽи aр-рaхмаˑни aр-рaхиˑми бисми аљ-ляӽи ва аллаˑӽу 'акбару)» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 24)

Хасан ибн Харзад передал, что Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Во время коллективной молитвы приходит Иблис и спрашивает у [одного из] шайтанов: „Упомянул ли он Аллаха?“ То есть зачитал ли он [слова]: „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“? Если зачитал, то Иблис оставляет имама, а если нет, то садится ему на шею, свешивает ноги ему на грудь, становясь имамом для людей до тех пор, пока они не завершат свою молитву».

Иса ибн Абд-Аллах передал от своего отца, от его деда, от Имама Али, да будет мир с ним, который, когда до него дошло, что люди не читают аят «Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого», сказал: «Это — аят из Книги Аллаха! Сам шайтан заставил их забыть его!» (Аль-Айаши, «Тафсир», т. 1, с. 21)

Мухаммад ибн Муслим спросил у Имама Садика, да будет мир с ним, о том, подразумевают ли слова Аллаха «И ведь дали Мы тебе семь повторяемых [аятов при молитве обрядовой] и Коран Великий» (15:87) суру «Аль-Фатиха». Его светлость ответил утвердительно. Тогда Мухаммад спросил: «А относятся ли [слова] „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“ к тем семи [повторяемым аятам]?» Имам ответил: «Да, и они — лучшие из них» (Аль-Бахрани, «Аль-Бурхан», т. 1, с. 99).

Имаму Садику, да будет мир с ним, был задан вопрос о значении аята: «И ведь дали Мы тебе семь повторяемых [аятов при молитве обрядовой] и Коран Великий» (15:87). Его светлость объяснил: «Это — сура „Аль-Хамд“ („Прославление“), и в ней — семь аятов, из числа которых — „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“. Она названа „повторяемой“, потому что она повторяется в двух ракатах [молитвы]» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 6).

В тафсире Имама Аскари, да будет мир с ним, сказано об этом аяте: «Всемилостивейший (ар-рахмаˑну · الرَّحْمَـٰنِ) — производное от родственных уз (ар-рахиму · الرَّحِمُ)».

Имам Али, да будет мир с ним, передал от Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, что Всевышний Аллах сказал: «Я — Всемилостивейший (ар-рахмаˑну · الرَّحْمَـٰنِ), и к этому имени относятся родственные узы (ар-рахиму · الرَّحِمُ). Я произвёл для них имя из Моего имени. Я поддержу связь с теми, кто поддерживает родственные узы, и Я порву связь с теми, кто прерывает их».

Повелитель верующих, да будет мир с ним, также сказал: «Всевышний Аллах говорил о родственных узах Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Воистину, к проявлениям возвеличивания Аллаха относится возвеличивание Мухаммада, а к проявлениям возвеличивания Мухаммада относится возвеличивание рода Мухаммада. Все верующие мужчины и женщины из числа наших последователей связаны с Мухаммадом родственными узами, поэтому проявление почтения к ним — есть проявление почтения к нему. Горе же тому, кто пренебрежительно обошёлся с чем бы то ни было, связанным со святостью родства Мухаммада! И райское древо Туба [предназначено] тому, кто чтил родство Мухаммада и поддерживал с ним связь» (Шараф ад-Дин аль-Хусейни, «Тавиль аль-айат», т. 1, с. 30; Имам Аскари, «Тафсир», с. 34).

Имам Али, да будет мир с ним, сказал об этом аяте: «[Аллах] — Милостив (ар-рахиˑму · الرَّحِيمِ) по отношению к Своим верующим рабам. Из проявлений Его милости — то, что Он сотворил сотню милостей, одну из которых установил среди всего творения. Благодаря ей люди проявляют друг к другу милосердие, и благодаря ей мать ласково обращается со своим чадом, а самки животных — со своими детёнышами. Когда же наступит Судный день, Аллах добавит к ней остальные девяносто девять милостей и помилует ими общину Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, после чего дарует её представителям право заступаться за тех единоверцев, за которых они пожелают. Так человек явится к верующему из числа шиитов и скажет ему: „Заступись за меня!“ Верующий вопросит: „А какое у меня перед тобой обязательство?“ Человек ответит: „Однажды я напоил тебя водой“. Верующий вспомнит об этом и заступится за него, и его заступничество будет принято. Тогда к нему явится другой человек и скажет: „У тебя есть передо мной обязательство“. Верующий спросит: „Какое?“ Человек ответит: „В знойный день ты искал тени под моей стеной“. Верующий заступится за него, и его заступничество будет принято. И так будет продолжаться: верующий заступится за своих соседей, приятелей и знакомых. Поистине, верующий почётней пред Аллахом, чем вам кажется!» (Шараф ад-Дин аль-Хусейни, «Тавиль аль-айат», т. 1, с. 31; Имам Аскари, «Тафсир», с. 37—38)

Имам Аскари, да будет мир с ним, сказал об этом аяте: «Аллах — Тот, к Кому обращаются за помощью во время трудностей и нужды все творения, когда не остаётся надежды на кого-либо, помимо Него, и обрываются все связи, кроме связи с Ним. [Слова] „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“ означают: „Я прошу помощи во всех своих делах у Аллаха — Единственного, Кто достоин поклонения, Спасающего, когда Его просят о спасении, Отвечающего, когда к Нему взывают“».

Затем его светлость поведал о том, как к Имаму Садику, да будет мир с ним, пришёл некий человек и сказал: «О сын Посланника Аллаха! Укажи мне на Аллаха: каков Он? Поистине, спорщики ввели меня в замешательство о Нём!» В ответ Имам спросил его о том, плавал ли он хоть раз на корабле. Мужчина ответил, что плавал. Тогда Абу Абд-Аллах спросил его о том, попадал ли он хоть раз в кораблекрушение, когда рядом не было другого корабля, который мог бы его спасти. Мужчина ответил утвердительно. Джафар ибн Мухаммад спросил: «Ощущало ли твоё сердце в тот момент, что есть Нечто, способное спасти тебя от твоего бедствия?» Человек ответил: «Да». Его светлость объяснил: «Это „Нечто“ — Аллах, Могущий спасти тогда, когда нет [другого] спасителя, и помочь тогда, когда нет [другого] помощника».

После этого Имам Аскари, да будет мир с ним, рассказал о историю том, как некий мужчина пришёл к Имаму Саджжаду, да будет мир с ним, и попросил его растолковать этот аят. Его светлость сказал, что его отец передал ему от своего брата, а тот — от своего отца Имама Али, да будет мир с ним, рассказ об одном мужчине, который пришёл к нему и сказал: «О Повелитель верующих! Поведай мне, в чём смысл слов „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“?» Его светлость ответил: «Слово „Аллах“ (اللَّه) означает величайшее из имён Аллаха. Это — имя, которым не подобает называть никого, кроме Него, и оно не свойственно ни одному творению». Тогда мужчина попросил разъяснить ему смысл имени «Аллах». Имам сказал: «Это — Тот, к Кому обращаются за помощью во время трудностей и нужды все творения, когда не остаётся надежды на кого-либо, помимо Него, и обрываются все связи, кроме связи с Ним, ибо всякий главенствующий и превозносящийся в этой жизни, даже если его богатство — велико, а власть — огромна, и даже если другие премного нуждаются в нём, то ведь среди их нужд есть и такие, удовлетворить которые он не может, и даже среди его собственных нужд есть те, разрешить которые ему не под силу… И вот тогда, в тягостный момент, он обращается к Аллаху, нуждаясь в Нём. Но, избавившись от своих забот, он вновь приобщает Аллаху сотоварищей.

Ты слышишь слово Аллаха: „Скажи: «Задумывался ли [кто-либо из] вас [о том, что] если придёт к вам наказание Аллаха или придёт к вам час [Судный, то для спасения своего к кому], кроме Аллаха, станете взывать вы, если вы правдивые?» Да, лишь к Нему станете вы взывать, и устранит Он [любую беду, для избавления от] которой взываете вы к Нему, если пожелает, и забудете вы [в тот День] то, что придаёте вы сотоварищей [Ему]“ (6:40, 41).

Великий Аллах говорит Своим рабам: „О те, кто нуждается в Моей милости! Я обязал вас нуждой ко Мне во всяком положении и рабской покорностью предо Мной во всякое время. Так обращайтесь ко Мне в каждом деле, которое вы начинаете, и которое надеетесь завершить, достигнув своей цели. Ведь если Я пожелаю даровать вам [что-либо из Своих благ], то другие не смогут вам помешать. Если же Я откажу вам, то другие не смогут вам помочь. Я — достойнее всех того, чтобы Меня просили и смиренно молили!“

Поэтому, берясь за какое-либо дело, будь оно малым или большим, говорите: „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого!“ — то есть: „Я прошу помощи в этом деле у Аллаха, Единственного, Кто достоин поклонения, Спасающего, когда Его просят о спасении, Отвечающего, когда к Нему взывают, „Всемилостивейшего“, Который милует нас, щедро даруя пропитание, „Милостивого“, Который милостив к нам в нашей религии, ближней и последней жизнях. Он облегчил для нас религию и сделал её простой. И Он милостив к нам, в отличии от Его врагов“» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 27—28).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, что имя Аллаха «Всемилостивейший» (ар-рахмаˑну · الرَّحْمَـٰنِ) означает, что Он милостив ко всему творению, а имя Аллаха «Милостивый» (ар-рахиˑму · الرَّحِيمِ) означает, что Он милостив только к верующим (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 34).

Имам Садик, да будет мир с ним, дал следующее наставление своему сподвижнику Муфаддалю ибн Умару: «О Муфаддаль! Обретай защиту от всех людей посредством [аята] „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого!“, а также [суры] „Скажи: «Он — Аллах Единый»“ (112). Прочитай это от себя справа и слева, спереди и сзади, вверх и вниз. Когда же ты будешь входить к правителю-тирану, то прочитай это трижды, смотря на него и сжав левую руку. И не переставай [читать] эти [аяты], пока не покинешь правителя!» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 2, с. 624)