6-й аят из 7
Воспроизвести
Оригинал
اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ
a‍‍ӽдинаˑ a‍ҫ-ҫыр‍аˑ‍ҭa a‍љ-мустaƙ‍ыˑ‍м‍a
веди нас путём прямым —

Имам Рида, да будет мир с ним, сказал, что слова «Веди нас путём прямым» означают испрашивание руководства, приверженность Его верви и просьбу увеличить познание Господа, Его великолепия и величия (Ас-Садук, «Уйун ахбар ар-Рида», т. 2, с. 114).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, „путь прямой“ — это мы, [Ахль аль-Бейт]!» (Аль-Хувейзи, «Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 36)

Имам Саджжад, да будет мир с ним, сказал: «Мы, [Ахль аль-Бейт], — „врата“ Аллаха, и мы — „путь прямой“, и мы — хранители Его знания, и мы — толкователи Его откровения, и мы — столпы единобожия, и нам Он доверил свою тайну» (Ас-Садук, «Маани аль-ахбар», с. 35).

Имам Бакыр, да будет мир с ним, сказал: «Мы, [Ахль аль-Бейт], — дорога явная и „путь прямой“ к Аллаху, Свят Он и Велик. Мы относимся к тем благам, которые Аллах даровал Своим творениям» (Ас-Садук, «Камаль ад-дин», т. 1, с. 234).

В одном из преданий говорится: «„Путь прямой“ — это путь Мухаммада и [Имамов из числа] его потомков, да будет мир c ними всеми» (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 24, с. 16).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «„Путь прямой“ — это Повелитель верующих [Али ибн Абу Талиб], да будет мир с ним, и его познание. И указанием на это служат слова Аллаха: „И, поистине, он в Матери Писания у Нас, несомненно — Али мудрый!“ (43:4) В Матери Писания — Повелитель верующих, да будет мир с ним» (Аль-Кумми, «Тафсир», т. 1, с. 53).

Передаётся, что Ибн Аббас дал следующее наставление: «О люди! Говорите: „Веди нас путём прямым“, то есть к руководству Мухаммада и рода Мухаммада, да благословит Аллах его и его род» (Шараф ад-Дин аль-Хусейни, «Тавиль аль-айат», т. 1, с. 34).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал об этом аяте: «„Веди нас путём прямым“, — то есть путём пророков, да будет мир с ними всеми. Они — те, кого облагодетельствовал Аллах» (Аль-Айаши, «Тафсир», т. 1, с. 22).

Имам Садик, да будет мир с ним, так описал Мост: «Подъём на него [занимает] тысячу лет, спуск с него [занимает] тысячу лет и [проход по] склону его [занимает] тысячу лет» (Аль-Кумми, «Тафсир», т. 1, с. 29).

Имам Садик, да будет мир с ним, поведал о тех, кто будет переходить по Мосту: «Он тоньше волоса и острее меча. Среди проходящих по нему окажутся те, кто преодолеет его в одно мгновение, подобно сверкающей молнии. Другие пройдут его так, как скачет лошадь. Третьи пересекут его пешком. Четвёртые будут по нему ползти. Будут и такие, кто станет перебираться по нему, свисая над геенной: огонь заберёт часть их тел, а часть — оставит» (Аль-Кумми, «Тафсир», т. 1, с. 29).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал Имаму Али, да будет мир с ним: «О Али! В Судный день я, ты и Джабраил, да будет мир с ним, сядем у Моста, и его смогут пройти лишь те, у кого будет книга с печатью твоего руководства» (Ас-Садук, «Маани аль-ахбар», с. 36).

Имама Казыма, да будет мир с ним, спросили о значении следующего аята: «[Тот] ли, кто ходит опрокинутым на лицо своё, [более] ведо́м, или тот, кто ходит ровно по пути прямому?» (67:22) Его светлость сказал: «Воистину, Аллах привёл притчу о тех, кто отклонился от руководства Али [ибн Абу Талиба], да будет мир с ним: такой подобен тому, кто ходит опрокинутым на лицо своё и не руководствуется его приказами. Тех же, кто следует за Али, Аллах сделал ходящими ровно по пути прямому. „Прямой путь“ — это Повелитель верующих Али, да будет мир с ним» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 1, с. 433).

В тафсире Имама Аскари, да будет мир с ним, сказано: «Слова Аллаха „Веди нас путём прямым“ означают просьбу к Аллаху продлить Его помощь нам, благодаря которой мы подчинялись Ему в прошлом, дабы мы могли подчиняться Ему и в будущем. Под словами „путь прямой“ подразумеваются два пути: путь в ближней жизни и путь в жизни последней. Прямой путь в ближней жизни — тот, который не доходит до чрезмерности и не опускается до небрежности; он — прям и ничуть не отклоняется в сторону лжи. Что же касается прямого пути в последней жизни, то это — дорога верующих к раю; она — пряма, и они не отклонятся от рая к аду, и не отправятся вместо ада куда-либо, помимо рая» (Ас-Садук, «Маани аль-ахбар», с. 33).

Передаётся, что Безгрешные Имамы, да будет мир с ними всеми, говорили, что слово «Путь» (ҫыраˑтун · صِرَاطٌ) в этом аяте имеет два значения: путь в ближней жизни и Мост в жизни последней. Путь в ближней жизни — это Повелитель верующих Али [ибн Абу Талиб], да будет мир с ним: тот, кто последовал путём его руководства в ближней жизни, пройдёт по Мосту в жизни последней [и окажется в раю], а тот, кто не последовал этим путём, в Судный день не сможет пройти через Мост [и упадёт в огонь геенны] (Шараф ад-Дин аль-Хусейни, «Тавиль аль-айат», т. 1, с. 34).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «„Путь“ (ҫыраˑтун · صِرَاطٌ) — это дорога к познанию Аллаха, и таких путей два: путь в ближнем мире и путь в будущем мире. Путь в ближнем мире — это Имам [от Аллаха], подчинение которому обязательно. Тот, кто познает его в ближнем мире и будет следовать его руководству, тот пройдёт по пути в будущем мире, который есть мост над геенной. Тот же, кто не познает его в ближнем мире, его ноги соскользнут с пути в мире будущем, и он упадёт в огонь геенны» (Ас-Садук, «Маани аль-ахбар», т. 1, с. 32).

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, что этот аят означает: «Наставь нас на прямой путь, и наставь нас идти стезёй, ведущей к Твоей любви, приводящей к Твоему раю, ограждающей нас от следования за прихотями своей души, из-за чего пропадём мы, и от руководствования собственными мнениями, в которых заключена погибель наша» (Шараф ад-Дин аль-Хусейни, «Тавиль аль-айат», т. 1, с. 33; Имам Аскари, «Тафсир» с. 44).

Имам Али, да будет мир с ним, передал от Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, а он — от Джабраила, да будет мир с ним, сообщившего следующие слова Всевышнего Аллаха: «О рабы Мои! Все вы — в заблуждении кроме тех, кого Я наставил. Так просите же Меня о наставлении, — и Я наставлю вас!» (Шараф ад-Дин аль-Хусейни, «Тавиль аль-айат», т. 1, с. 33; Имам Аскари, «Тафсир», с. 42)

В тафсире Имама Аскари, да будет мир с ним, приводятся следующие слова Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик: «О рабы Мои! Совершайте самый лучший и величественный из всех видов подчинения Мне, дабы Я простил вас, даже если вы были небрежны по отношению к другим видам подчинения! И оставьте самый великий и самый мерзкий из всех видов ослушания Меня, дабы Я не спрашивал вас о совершении иных проступков.

Поистине, самый великий вид подчинения Мне — признание Моего единства, подтверждение истины Моего Пророка (да благословит Аллах его и его род) и подчинение тем, кого он назначил после себя — Али ибн Абу Талибу и Пречистым Имамам из его потомства (да благословит их всех Аллах).

Самым же великим видом непослушания является неверие в Меня и Моего Пророка, а также противление тем, кого Мухаммад (да благословит его Аллах и его род) назначил покровителем после себя — Али ибн Абу Талибу и покровителям после него (да будет мир с ними всеми).

Если вы желаете пребывать передо Мной на величайшем виде и обладать предельным почётом, то пусть ни один из Моих рабов не будет предпочтительнее для вас, чем Мухаммад (да благословит Аллах его и его род), а после него — его брат Али и их сыновья после них (да будет мир с ними всеми), которые заведуют делами Моих творений после Мухаммада и Али. Того, кто уверует в это, Я сделаю из числа почтеннейших обладателей Моих райских садов.

Знайте, что среди всех творений самое ненавистное для Меня — то, что уподобляет себя Мне и претендует на Моё господство! После него мне ненавистнее всего тот, кто уподобляет себя Мухаммаду (да благословит Аллах его и его род), оспаривает его пророчество и сам претендует на него. Затем самым ненавистным для Меня является тот, кто уподобляет себя наместнику Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), оспаривает его положение и почёт и сам претендует на них. После тех, кто подвергает себя Моему гневу, приписывая себе эти почести, Я сильнее всего ненавижу тех, кто помогает им в их делах. После же них Я сильнее всего ненавижу тех, кто был доволен их делами, даже если они и не участвовали в них.

Самые же любимые для Меня из творений — блюстители Моей истины. Среди них самый лучший и почтенный передо Мной — Мухаммад (да благословит Аллах его и его род), господин рода человеческого. После него самый лучший и почтенный передо Мной — брат Мустафы — Али аль-Муртада (да будет мир с ним), а после него — Имамы истины, устанавливающие справедливость (да будет мир с ними всеми). Лучший же из людей после них — тот, кто помогал им в их истине (деле). Самые же любимые для Меня из творений после них — те, кто любил их и ненавидел их врагов, даже если у них не было возможности оказать им помощь» (Шараф ад-Дин аль-Хусейни, «Тавиль аль-айат», т. 1, с. 33—34; Имам Аскари, «Тафсир», с. 42—43).