156-й аят из 286
Воспроизвести
Оригинал
الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
аљ-ляż‍иˑ‍нa 'иż‍аˑ 'аҫаˑбaтҳу‍м муҫыˑбaту‍н қаˑл‍юˑ‍нн‍аˑ лилляҳи вa 'и‍нн‍аˑ 'илейҳи раˑджи՝‍уˑ‍н‍a
которые, когда постигает их беда, говорят: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся».

Али ибн Мухаммад и Салих ибн Абу Хаммад передали, что Повелитель верующих Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним, как-то отправился к Ашасу ибн Кайсу, чтобы утешить его в связи со смертью его брата, которого звали Абд ар-Рахманом. Его светлость сказал ему: «Я пришёл к тебе из-за твоего горя, что есть право сострадания, и если ты проявишь терпение, то удовлетворишь право Аллаха. Если после этого ты будешь терпелив, то предопределение [Аллаха] будет следовать за тобой, но ты будешь восхвалён, а если [из-за] своего горя [ты отчаешься в Божьей милости], то предопределение [Аллаха] будет следовать за тобой, но ты будешь осуждён». Ашас промолвил: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся». Повелитель верующих спросил у него: «Знаешь ли ты значение этих слов? Ашас ответил: «Ты — вершина знаний и их предел». Тогда Имам сказал: «Что касается слов „принадлежим мы Аллаху“, то они означают, что ты признаёшь Его своим Царём, а что касается слов „мы к Нему возвратимся“, то они означают, что ты принимаешь свою смертность» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 3, с. 261).

Передают, что Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Существует четыре [полезные привычки], и тех, кто найдёт их в себе, Аллах запишет в числе обитателей рая:

  • того, кого Он защищает, и тот свидетельствует, что нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Аллаха;
  • того, кого Он одаривает Своими благами, и тот [благодарит Его] словами: «[вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху»;
  • того, кто, совершив [какой-либо] грех, произносит: «я ищу прощения Аллаха»;
  • того, кого поразили [жизненные] трудности, и он говорит: «поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся» (Аль-Айаши, «Тафсир», т. 1, с. 69).

Имам Садык, да будет мир с ним, передал от Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, от Великого и Всемогущего Аллаха, Который сказал: «Поистине, Я сделал этот мир для рабов Своих заёмом, так что тот, кто даст Мне [что-либо] взаймы из него, Тому возмещу Я многократно [его потери]: от десяти до семиста раз, иль столько, сколько сочту Я нужным. Тот же, кто не даст Мне [что-либо] взаймы из него, у того заберу Я что-либо [Своею] силою. Но если будет он терпеливым, предоставлю Я ему три таких дара, что если бы удостоил Я Своих ангелов [хотя бы] одним из них, то они бы остались довольны Мною».

Имам Садык, да будет мир с ним, приведя эти слова, зачитал этот аят, а также следующий: «Эти — те, для которых [есть] благословения от Господа их и милость [Его], и эти — они [и есть] ведомые [по пути верному]» (2:157), после чего сказал: «И они (благословения) — первый из этих трёх даров, милость [Божья] — второй, а [слова] „и эти — они [и есть] ведомые [по пути верному]“ — третий» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 2, глава 47, хадис 21).

Передают, что Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда умирает ребёнок верующего, — и Аллах лучше всех знает о том, что говорит его раб [при подобном потрясении], — Всеблагой и Всевышний Аллах спрашивает у Своих ангелов: „Взяли ли вы [душу] такого-то?“ Они отвечают: „Да, наш Господь“. Тогда Он спрашивает у них: „Что говорит раб Мой?“ Они отвечают: „Он восхвалил Тебя и [произносит слова из Книги Твоей]: «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся»“. И тогда Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: „Забрали вы плод сердца его, отраду очей его, и восхвалил он Меня, и произнёс он [слова из Книги Моей]… Так возведите же для него дом в раю и нареките его домом восхваления (бейт аль-хамд)“» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 3, глава 79, хадис 4).

Передают, что Имам Бакир, да будет мир с ним, спросил у своего отца Имама Саджада, да будет мир с ним: «Что есть сильнейшая скорбь?» Его светлость ответил: «Сильнейшая скорбь — это [когда кто-то] стонет от горя, бьёт себя по лицу и груди, выдёргивает волосы со своей головы, [непрестанно] плачет, и такой человек отринул терпение, [отчаявшись в милости Всевышнего Аллаха], и сбился с [истинного] пути. Если же человек терпелив [перед лицом ниспосланных ему трудностей] и говорит: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“, восхваляет Великого и Всемогущего Аллаха [в любых состояниях] и доволен всем, что Он вершит [с ним], то возмещение [за переживаемые несчастья] этого человека будет возложено на Аллаха. На того же, кто не поступает подобным образом [обрушится] поток предопределения (т. е. от него не будут отстранены предначертанные ему страдания), он будет осуждён и Всевышний Аллах изымет его вознаграждение, [которое полагалось ему за претерпеваемые им невзгоды]» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 1).

Имам Бакир, да будет мир с ним, также сказал, что если раба Божьего постигнет беда, и он произнесёт последнюю часть этого аята, упомянув свою беду и проявив терпение, то Аллах простит ему все совершённые им грехи. Если же его снова постигнет беда, и он поступит точно так же, то Аллах простит ему все грехи, которые он совершил в это время" (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 5).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, что тому, кто произносит следующие слова, вспоминая свои проблемы, — даже не сразу, а спустя какое-то время, — Аллах дарует такое искупление, какое бы он получил, если бы произнёс их сразу после того, как его настигло горе:

  • «Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся»;
  • «[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху — Господу миров» (1:2);
  • «О Аллах, воздай мне [благом] за мою печаль и замени её тем, что лучше» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 3, глава 81, хадис 6).

В другом предании сказано, что каждый раз, когда верующий, переживший беду, вспоминает её и произносит последнюю часть этого аята, он получает от Аллаха вознаграждение за пережитое (Аль-Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 82, с. 142).

Передают, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, возвращался после военного похода, в котором погибло много мусульман, он повстречался с одной женщиной, что стала расспрашивать его о своих близких, [участвовавших в том сражении]. Пророк сказал ей: „Твой дядя Хамза был убит“. Она сказала: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“, а затем добавила: „Ради Аллаха я безропотно переживаю его смерть“. Потом он сказал ей: „Твой брат был убит“. Она сказала: „Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“, а затем добавила: „Ради Аллаха я безропотно переживаю его смерть“. Потом он сказал ей: „Твой муж был убит“. Тогда она схватилась руками за свою голову и закричала. И тогда Пророк, да благословит Аллах его и его род, сказал: „Ничто не заменит женщине её мужа“» (Аль-Кулейни, «Аль-Кафи», т. 5, глава 143, хадис 1).