4-й аят из 22
Воспроизвести
Оригинал
قُتِلَ أَصْحَابُ الْأُخْدُودِ
ƙутиля 'аҫх‍аˑ‍бу a‍љ-'уẋд‍уˑ‍д‍и
[Да будут] убиты обладатели рва,

Здесь сообщается об истории Зу Нуваса, последнего химьяритского царя Йемена. Зу Нувас был иудеем, взявшим себе имя Йусуф. Остальные химьяриты последовали его примеру и приняли иудейскую веру. Спустя некоторое время до него дошли слухи о том, что некая община в Наджране, одном из районов на севере Йемена, продолжает верить в Христа. Единоверцам Зу Нуваса удалось убедить его, что эту общину надо заставить принять иудаизм. Он прибыл в Наджран и приказал собрать всех жителей района. Когда люди собрались, он призвал их принять иудаизм, но те отказались. Они отвергли чуждую им веру ценою собственной жизни. Зу Нувас приказал своим приспешникам вырыть огромный ров, наполнить его дровами и разжечь большой костёр. Часть жителей Наджрана бросили в огонь заживо, других зарубили мечами, а их тела разорвали на куски. В этой бойне погибло около двадцати тысяч человек (Комментарий Али ибн Ибрахима аль-Кумми. Т. 2. С. 414). Рассказывают, что один из христиан Наджрана сумел спастись бегством и отправился в Рим просить у Цезаря защиты. Цезарь ответил, что от его страны до Наджрана слишком далеко, но он напишет письмо абиссинскому царю, христианину по вероисповеданию, чьё царство расположено по соседству со страной этого человека, и попросит того оказать ему помощь. Он написал письмо абиссинскому царю и попросил его отомстить за кровавое злодеяние. Житель Наджрана прибыл к царю Наджаши, который был очень опечален, узнав о трагедии его соотечественников. Сообщение о том, что в Наджране погас свет христианской веры, глубоко огорчило его, и он решил отомстить. Абиссинская армия отправилась в Йемен и разбила войско Зу Нуваса, а через некоторое время она захватила весь Йемен, и Наджаши подчинил его себе, превратив в одну из провинций Абиссинии (Аль-Балаги. Касас аль-Кур’ан. С. 288). Существует предание, которое гласит, что в Абиссинии был ещё один случай, связанный с «обладателями рва». Согласно этому преданию, Имам Али, да будет мир с ним, рассказывает, что Аллах избрал среди народа Абиссинии пророка, но абиссинцы отказались признать его. Они выступили против него и его последователей, часть из которых были убиты, а другие — вместе с самим пророком — схвачены и брошены в тюрьму. Затем противники пророка вырыли ров, развели в нём огонь и призвали людей собраться у рва. Собравшимся они сказали, что те, кто исповедуют их веру, должны отойти в сторону, а те, кто следуют учению пророка, а также его соратники должны броситься в огонь. Последователи пророка, у которых не было другого выхода, смело стали бросаться в пламя костра, ещё и стараясь при этом опередить друг друга. Среди них была женщина с месячным младенцем на руках. Она уже собиралась броситься в огонь, но её материнские чувства заставили её остано-виться. И вдруг младенец произнёс: «Не бойся, мама. Бросайся в огонь вместе со мной. Клянусь Аллахом, на пути к Нему это лишь малое свершение…» Этот младенец был одним из тех, кто заговорил в колыбели (Ат-Табатаба’и. Аль-Мизан. Т. 20. С. 377).